Подписаться
Рубрикатор
Полный список
Развитие организации
Управление процессами
Моделирование процессов
Регламентация процессов
Автоматизация процессов
Бережливое производство
Менеджмент качества
Управление проектами
Дайджесты по Business Studio

Облако терминов
12-процессная модель 4PL ACM Activity diagram AQPC ARIS ARIS 9 ARIS eEPC Balanced Scorecard Big Data & Analytic BMPN BPA BPEL BPM BPM accelerator BPM CBOK BPM-система BPM-системы BPMN BPMS BPR BPWin BS Portal BSC Business Intelligence Business Performance Management Business Performance Management (BPM) Business Process Management Business Process Management Systems Business Process Manager Business Rules Business Studio Business Studio 3.6 Business Studio 4 Business Studio 4.0 Business Studio Portal CA ERwin Data Modeler Case Management Casewise Casewise Corporate Modeler CFFC Corporate Modeler CPM CRM Decision Management DFD Digital Directum

Моделирование бизнес-процессов в нотации BPMN. Часть II. Практикум в BPMS: Bizagi Digital Platform
Опрос

Вы используете

Библиотека

01.04.2013 07:43
  от автора
  Третьяк

Автоматизация BSC с помощью QPR Suite 2012. Часть 1: стратегическая карта компании

Оценки за материал: 5.00 (2)

Рассказать просто о сложном – не так просто, как хотелось бы… Автоматизация ССП – тема немного из серии “вещь в себе”, а желание есть поделиться опытом автоматизации сбалансированной системы показателей, точнее – автоматизации части задач и процессов, связанных с разработкой ССП, планированием и контролем стратегических целей и показателей на основе ССП методологии.
Стратегическое управление, управление по KPI в компании требует определенной систематизации, преемственности, регулярного, из года в год, приращения знаний, опыта, технологий, специфичных решений “под компанию”. Такие инструменты как QPR Suite 2012, способствуют формированию корпоративной системы управления знаниями в области стратегического управления и управления по KPI за счет создания единого хранилища компании или группы компаний по всем стратегическим целям и показателям.
Рассказать просто о сложном – не так просто, как хотелось бы… Автоматизация ССП – тема немного из серии “вещь в себе”, а желание есть поделиться опытом автоматизации сбалансированной системы показателей, точнее – автоматизации части задач и процессов, связанных с разработкой ССП, планированием и контролем стратегических целей и показателей на основе ССП методологии.
Тему “автоматизация BSC/ССП (сбалансированной системы показателей)” сложно раскрыть в 1 статье, поэтому, планируется серия статей, которые поэтапно, с примерами, покажут как в компании или группе компаний QPR Suite 2012 может поддержать выполнение следующих бизнес-процессов:

  • стратегического планирования, бизнес-планирования и формирования отчетности компании,
  • информирования о стратегии, избирательное адресное информирования о критических значениях KPI,
  • разработки, планирования и контроля мотивационнных карт KPI сотрудников,
  • процессов планирования по KPI и формирования отчетности по KPI, и подпроцессов разработки KPI, ввода данных, согласования и утверждения значений KPI, расчета результативности, анализа качества данных, согласования и утверждения результативности по KPI.


Стратегическое управление, управление по KPI в компании требует определенной систематизации, преемственности, регулярного, из года в год, приращения знаний, опыта, технологий, специфичных решений “под компанию”. Такие инструменты как QPR Suite 2012, способствуют формированию корпоративной системы управления знаниями в области стратегического управления и управления по KPI за счет создания единого хранилища компании или группы компаний по всем стратегическим целям и показателям. В рамках единой базы данных не только ведется статистика значений показателей, выполняется автоматизированный расчет % достижения показателей, но и фиксируются методы расчета показателей, фиксируется распределение ответственности между сотрудниками за достижение целевых значений, расчет факта, верификацию расчета факта показателей.

Об инструменте QPR и о его разработчике можно прочитать на сайте: www.qpronline.ru. В данной статье мы рассмотрим систему на примерах задач, которые необходимо решать в процессах стратегического планирования и контроля.

В первой статье рассмотрим отдельную узкую тему разработки стратегической карты с помощью QPR, с примерами, и описанием возможностей, которые предоставляет система. Весь проект автоматизации ССП в первую статью поместить не удастся.

Сформированная в QPR Suite 2012 стратегическая карта компании выглядит, например, так как на рис.1.


В данном примере стратегической карты компании “БЕ_3″ выстраивается определенная логическая цепочка целей: достижение целей повышения профессионализма и удовлетворенности персонала должно способствовать достижению целей перспективы бизнес-процессов, и далее, поднимаясь выше, в итоге, должны быть достигнуты цели перспективы финансы – повышение темпов роста бизнеса, и повышение доходности активов. Логика влияния целей друг на друга, задуманная при разработке стратегической карты, не всегда срабатывает на практике. Ежегодно приходится актуализировать карту, проводить анализ целей и показателей, например, на основе поквартальной отчетности, и выяснять, по каким целям и показателям проявились значимые невыполнения целевых значений.

В данной системе, в отличие от рисунка в MS Visio, стратегическая карта компании является дэш-бордом (dash board), отражающим состояние стратегических целей и показателей компании на выбранный отчетный или плановый период, поквартально и накопительным итогом.



Перспективы, цели и показатели на стратегической карте не являются рисунком, а непосредственно отражают данные из базы данных на основе типовых визуальных макетов отображения. Все элементы (перспективы, цели и показатели) на стратегической карте компании являются “активными”, т.е. кликнув на любую цель, можно узнать детальную информацию о цели, – откроется карточка цели с данными, кто ответственный за достижение (при необходимости ответственного также можно вывести на дэш-борд стратегической карты), статистика фактических значений, какими показателями измеряется цель и т.д.

Стратегическая карта формируется в модуле разработчика QPR Metrics и через модуль QPR Portal становится доступной всем сотрудникам компании, кому обеспечен доступ к данной информации. Все изменения в стратегической карте в период ее разработки или формирования отчетности автоматически отражаются на QPR Portal, и пользователи всегда работают с актуальными стратегическими картами.

Стратегическая карта в QPR Metrics формируется автоматически (на основе ранее введенных целей и показателей) следующим образом, – из контекстного меню выбирается команда “добавить элементы автоматически” (см. рис. 3), далее необходимо указать типы элементов, которые необходимо вывести на стратегическую карту, в нашем примере выводим группу, перспективы (по методологии ССП), и 2 вида целей – общекорпоративные стратегические цели (обязательные для всех компаний холдинга, и стратегические цели, специфичные для конкретной компании):



На практике возникает необходимость формировать несколько видов стратегических карт для компании, – это могут быть рабочие варианты стратегических карт на обсуждение и выбор одного итогового варианта карты, или 2 взаимодополняющих вида стратегическая карт: 1) карта только с целями, без показателей, 2) карта с целями и показателями. Данную потребность можно реализовать следующим образом, – создать новый вид стратегической карты компании с показателями на тот же временной период, и выбрать его из перечня видов, например так:



Формирование варианта стратегической карты и с целями и с показателями сопровождается сложностью, – как все разместить, так чтобы можно было прочитать и разобраться. Конечно, это технический момент, он вполне решаем, в процессе настройки системы можно найти приемлемое для компании визуальное решение этого вопроса. Но иногда проблема наглядности и четкости стратегической карты может иметь причину в некорректной корпоративной методологии ССП. Эта проблема также решаема, но ее решение потребует больше времени, денег, энергии, чем вариант с техническим решением.

В итоге, стратегическая карта компании с показателями может выглядеть, например, следующим образом (все настройки по визуализации перспектив, целей и показателей можно редактировать на свой корпоративный вкус через визуальные макеты элементов стратегической карты):



Как уже выше было отмечено, стратегическая карта является визуализацией ранее введенных целей и показателей компании, которые в QPR Metrics имеют несколько представлений, в том числе, в виде иерархии (структуры, дерева) целей и показателей компании:



На рис.6, слева представлена структура группы компаний, справа – структура целей по выбранной компании (бизнес-единица №3).

Таким образом, из года в год накапливается полезная информация о стратегических картах и целях компаний холдинга, к которым всегда можно вернуться и, при необходимости, посмотреть историю, проанализировать пройденный путь.

В следующих выпусках статей на тему автоматизации BSC/ ССП с помощью QPR Suite 2012 планируется раскрыть следующие темы:


  • Проект автоматизации ССП в целом и укрупненно, основные этапы, цели и задачи
  • Формирование планов и отчетов в табличном виде
  • Выгрузка необходимой информации (стратегических карт, планов, отчетов) из QPR Portal в презентацию PowerPoint
  • Ввод данных
  • Пример настройки расчета рентабельности в QPR Metrics. Расчет взаимосвязанных показателей (ROS, чистая прибыль, выручка)
  • Расчет % достижения
  • Декомпозиция целей и показателей компании на руководителей подразделений и сотрудников
  • Формирование (эл. динамических) управленческих отчетов на QPR Portal (буклетов). Формирование дэш-бордов (dash board)
  • Формирование мотивационных карт KPI сотрудников
  • Формирование библиотеки показателей, и управление ее качеством, когда показателей сотни и тысячи по всему холдингу, с учетом декомпозиции на руководителей подразделений и сотрудников
  • Макропоказатели, показатели рынка. Единая база внешних и внутренних показателей
  • Карточка показателя, свойства показателя (понятие норм и рядов). Способы снижения трудоемкости управления качеством
  • показателей, когда показателей сотни и тысячи в рамках всего холдинга. Классификация показателей для постановки эффективных процессов управления качеством показателей и отчетности
  • Работа со встроенной математикой, пример расчета формулы средневзвешенного % выполнения цели на основе весов и % выполнения показателей
  • Организация работы с системой, роли пользователей системы, – разработчики, ввод информации, информируемые сотрудники, пользователи отчетов
  • Безопасность. Управление правами доступа


Если у читателей есть свои вопросы “как решить ту или иную проблему?” по теме ССП, практике ее внедрения и применения, вопросы по автоматизации ССП, приглашаю сформулировать свои вопросы в комментариях к статье, которые также можно дополнительно раскрыть и обсудить в этой или следующих публикациях.

Комментарии

Оценки: /
02.04.2013 14:01
  от автора
  Павел Родных
Здравствуйте!
Очень обнадежила фраза
автоматизации части задач и процессов, связанных с разработкой ССП
, а по факту описывается уже готовая карта.
Вопрос - имеется ли возможность автоматизации именно разработки карты? И, если Да, то что именно и по какой методологии.
Оценки: /
02.04.2013 14:29
  от автора
  Третьяк
Добрый день!
Стратегическая карта формируется автоматически в QPR в том смысле что ее не нужно рисовать отдельно от ранее введенных целей и показателей, это другое представление (графическое) тех же самых данных в виде таблицы или иерархии. Но ручной труд остается - стрелочки между целями проставить, и подвигать элементы, чтобы страт карта читалась.
Собственно содержательная задача разработки страт карты не автоматизирована, если вопрос об этом, так как это задача из процесса страт планирования, - формирование страт целей на основе страт анализа внеш внутр среды и тестирования альтернатив. QPR помогает как единое хранилище страт целей и показателей, визуализации стратегии (включая визуализацию альтернатив), инструмент формрования планов, отчетов, формирование дэш-бордов по скользящим периодам, т.д.
Оценки: /
02.04.2013 23:09
  от автора
  Павел Родных
Сергей, благодарю.
Речь идет действительно именно о разработке карты и всего остального. На мой взгляд основные трудозатраты и путаница возникают именно в этой части, поэтому и ищу на просторах Вселенной именно способы автоматизации в этой части.

Добавить комментарий

Комментировать материалы могут только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться здесь.
©  2010-2014 В.В. Репин. Сайт основан 3 февраля 2001 г.

Все права защищены. Частичное или полное копирование информации данного ресурса возможно только с разрешения владельца.

Регистрация
О Портале
Правила
Контакты
Новости
Библиотека
Энциклопедия
Литература и сайты
Группы
Мои страницы
Тесты
Форум
Доска объявлений