Меню профиля
Профиль пользователя
Блог пользователя
Фотоальбомы пользователя
Материалы пользователя
Тренинг «Business Studio 4: моделирование, анализ и регламентация бизнес-процессов» 14-15 марта 2019 г. в Москве!
Опрос

Польза от регламентации процессов для бизнеса:

Материалы пользователя

25.01.2011 18:59
  от автора
  Репин

Обучение процессному подходу персонала компании

Оценки за материал: 5.00 (5)

Данный материал предназначался в мою новую книгу по процессному управлению . Но поскольку концепция книги изменилась, мной было принято решение опубликовать его в качестве рабочего в «Моих материалах» на информационном портале www.FineXpert.ru.
Возможно, данный материал будет кому-то полезен.



При размещении материала на сайтах нужно обязательно давать ссылки на авторство и сайт www.FineXpert.ru. Другое использование недопустимо.

Для любителей пользоваться чужими материалами в своих книгах и статьях (типа «мы использовали материалы из Рунета»), предупреждаю – «халявы» больше не будет. Просто подам в суд.
1.1.      Введение

Обучение сотрудников компании методам процессного подхода является, очевидно, одним из необходимых условий его успешного внедрения. Но, как показывает практика, руководители уделяют этому аспекту недостаточно внимания. В качестве примера рассмотрим типичную ситуацию «как есть» в российской компании и видение «идеального обучения». Далее мы более детально разберем вопросы, которые нужно учесть при организации обучения внутри компании.

Типичная ситуация «как есть»


Смутно представляя суть методов процессного подхода, руководство поручило HR-департаменту подобрать тренера и программу обучения. Менеджер по организации обучения вообще не знал, что такое процессное управление и заказал «красивую», грамотно «упакованную» программу профессионального тренера (у которого есть в запасе еще 4-5 тренинга по другим темам), называя ее «процессорное управление» или «бизнес-процессирование». Обучение было плохо подготовлено: сотрудники не ознакомились с материалами по теме, до них не довели цели обучения и т.п. Некоторые сотрудники не явились на обучение. В зале для проведения тренинга было душно и жарко. Тусклое изображение на экране из-за выработавшей свой ресурс лампы LCD-проектора. Раздаточные материалы распечатали в неудобном для использования виде. Тренер излагал материал формально правильно, но приводил примитивные, упрощенные примеры.

Реальные практические проблемы и опыт внедрения не были раскрыты. Руководители компании не пришли на обучение. Ключевые специалисты постоянно «убегали» с обучения, решая неотложные производственные вопросы. Ни до, ни после обучения руководители компании не довели до слушателей информацию по целям обучения, как и когда будут использоваться на практике полученные знания и навыки.

Видение «идеального обучения»

Первое лицо компании само активно участвовало в подготовке программы обучения, обсуждая все важные практические аспекты. В качестве лектора был выбран профессиональный консультант с большим опытом работы на предприятиях. Сотрудникам заранее предоставили литературу и материалы по обучению. Руководители проверили, что сотрудники действительно ознакомились с материалом . HR-департамент прорекламировал это мероприятия внутри компании, создавая его привлекательный имидж и подчеркивая важность для компании. В результате, количество желающих участвовать в обучении существенно превысило количество мест. Обучение проводилось в отдельном учебном центре (не в офисе компании). Мобильные телефоны были отключены. В помещении были созданы комфортные условия. Техника работала как надо. Раздаточные материалы были распечатаны качественно. Лектор подавал материал грамотно, сопровождая реальными практическими примерами. Им были освещены практические проблемы, возникающие при внедрении, и пути их решения. Руководители верхнего уровня присутствовали на обучении. Цели обучения и последующие задачи по использованию полученных знаний были четко обозначены и доведены до сотрудников.

Сотрудники активно работали в рамках обучения, выполняя практические задания. Сразу после проведения обучения были сформированы рабочие группы по процессам, которые активно включились в работу по проекту внедрения процессного подхода. Руководители приступили к обсуждению целей и задач следующего, более глубокого цикла обучения (сессии по обсуждению практических вопросов внедрения, углубленное обучение по отдельным методикам и т.п.)
      
Очевидно, что практические результаты и ценность обучения для компании в двух указанных выше ситуациях будут существенно отличаться.

1.2.      Цели обучения процессному подходу

В этом разделе мы остановимся на вопросах постановки целей обучения процессному подходу.

В период с 2006 по 2008 год автор провел более тридцати корпоративных семинаров для различных компаний . По итогам анализа информации за эти три года можно сформулировать четыре различных ситуации, когда компаниям потребовалось обучение:
• подготовка к внедрению процессного подхода;
• повышение компетенции руководителей и специалистов в области современных технологий управления (в т.ч. – процессный подход);
• подготовка к внедрению системы менеджмента качества (СМК);
• повышение компетенции руководителей и специалистов подразделения, отвечающего за работу с бизнес-процессами (отдел моделирования бизнес-процессов», «отдел развития», «отдел стандартизации и контроля процессов» и т.п.).

На диаграмме 1 показаны доли указанных ситуаций в общем количестве корпоративных семинаров....

Полный материал (25 стр.) - см. ниже в файле pdf.

Обсудить материал на Форуме портала

Прикрепленные файлы

Просматривать прикрепленные файлы могут только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться здесь.

Комментарии

Оценки: 2/
25.01.2011 20:03
  от автора
  Klimchuk_AA
Хорошая систематизация опыта ликвидации безграмотности клиентов
Что называется - из наболевшего.
Оценки: 1/
25.01.2011 21:51
  от автора
  Репин
Да, согласен.
Бывают периодически такие клиенты или посредники, которые считают, что всё может быть сделано бесплатно и "вчера".
Пример. Присылают полтора десятка сложных документов + столько же схем бизнес-процессов и говорят: "Ну Вы посмотрите их перед семинаром, чтобы анализировать и разбирать материал на наших примерах". А то что такое "ну посмотрите" - это 2-4 дня плотной работы с документами по анализу, выявлению и структурированию проблем, формулировке рекомендаций, - на это как-то не обращают внимание.
Оценки: /
26.01.2011 09:29
  от автора
  Богиня
Статья очень полезная. Мне очень понравилась. На заметку первым руководителям или специалистам , которые занимаются этим. Организовать семинар, полезный, результативный, стимулирующий на дальнейшее продвижение и обучение, что крайне важно.
У нас было много разных семинаров, и Вы так чётко описали разные примеры, которые случались с нами – это и споры, и отвлечение от темы преподавателя, просто скучные, где хочется спать. И про аттестацию в точку попали. У нас был семинар с Вами. И мы к нему тщательно готовились. Т.е. на тот момент, все прочитали Вашу учебник «Бизнес-процессы. Регламентация и управление» 2004 г, заранее были подготовлены вопросы, которые нас всех волновали. Но вижу по Вашей статье, что не всё мы учли, так как сейчас в ходе работы появляются вопросы, на которые мы ищем ответы самостоятельно. А нужен бы ещё углубленный семинар!
А ещё важно хорошо поставленная речь, дикция. У нас был случай, где преподаватель, не только картавил и это резало слух, но ещё и как иностранец, который не может подобрать слова тянул слоги.
Спасибо! За статью, думаю для первых руководителей она будет очень полезна.
Отправлю ему сегодня же.
Оценки: 1/
26.01.2011 12:21
  от автора
  Репин
Спасибо, Бониня! Рад, что материал оказался полезным.
Оценки: /1
27.01.2011 11:10
  от автора
  220639
Рекламная статья семинаров от Репина. При этом сам автор забывает оповестить обучающихся об отмене (переносе)своего открытого семинара.В результате люди приезжают на семинар Репина из другой страны (!!!), "целуют" замок (+ по указанным адресам ни кто понятия не имеет, кто такой Репин, что такое финэксперт и что вообще должен быть семинар и едут обратно ... По приезду получают скромное письмо о том, что семинар отменен так как не набрали требуемое количество обучающихся... об этом в статье ни слова, а жаль..
Оценки: /2
27.01.2011 14:29
  от автора
  PYCAKOB
Спасибо "теоретикам"! А где упомянутая по тексту "халява"?
Оценки: 1/
28.01.2011 11:29
  от автора
  Репин
220639
>> Рекламная статья семинаров от Репина. При этом сам автор забывает оповестить обучающихся об отмене (переносе)своего открытого семинара.В результате люди приезжают на семинар Репина из другой страны (!!!), "целуют" замок (+ по указанным адресам ни кто понятия не имеет, кто такой Репин, что такое финэксперт и что вообще должен быть семинар и едут обратно ... По приезду получают скромное письмо о том, что семинар отменен так как не набрали требуемое количество обучающихся... об этом в статье ни слова, а жаль..

Это не статья, а глава в книгу.

Кстати, прежде чем приезжать на семинар, клиенты заранее уточняют у организаторов, будет он или нет.
Если люди зарегистрировались на семинар, то мы всегда их уведомляем. Если семинар проводится, то за 2 недели присылаем договор и счет на оплату. Если отменяется - уведомляем об отмене.
Оценки: /
29.01.2011 07:29
  от автора
  Рафик Ямолеев
Серьёзная работа.
Оценки: /
02.02.2011 16:18
  от автора
  Yury.Radchenko
Мелкие пожаления по представлению пожелания.

Диаграмма 1
Легенды логичней расположить
Слева:
- Подготовка к внедрению ПП
- Повышение компетенции отдела по БС

Справа:
- Повышение компетенции
- Подготовка к внедрению СМК

Диаграмма 2
Легенды логичней расположить в таком порядке:
нет - нет ответа - да


Оценки: 1/
04.02.2011 21:47
  от автора
  Yury.Radchenko
Вопрос:
Все обучения по всем затрагиваемым темам и глубинам должен проводить один лектор?

Комментарии:
1. Читая про периодические однодневные обучения в ходе работы вспомнилась чья-то фраза «Обучение – как дыхание: на вдохе теория, на выдохе практика.»
2. Добротный материал. Насколько понимаю, первый в своем роде на просторах интернета.
Оценки: /
05.02.2011 11:10
  от автора
  Репин
Привет, Юрий! Спасибо!
Очевидно, что по разным аспектам процессного управления могут проводить обучение различные специалисты. (Важно, чтобы при этом терминология и программы были согласованы. А это - задача внутреннего отдела развития, в меньшей степени - HR.) Например, тематика ФСА настолько "вещь в себе", что надо быть углубленно заточенным именно на ней, чтобы эффективно преподавать эту тему, имхо. Или другой пример - японская система 5S. Опять же, лучше пригласить специалиста именно по этой системе и т.п. Но с точки зрения построения системы процессов, внедрения среды моделирования, постановки работы с регламентами нужен консультант-системщик с большим опытом работы с топ-менеджментом компаний.
Оценки: 1/
12.02.2011 08:52
  от автора
  conart
Спасибо, что откровенно и по делу поделились своим опытом.
Я как бы со стороны посмотрел и на себя, и на своих клиентов на подобных семинарах. Правда жизни.
Не хватает такой профессиональной рефлексии.

Добавить комментарий

Комментировать материалы могут только зарегистрированные пользователи. Вы можете зарегистрироваться здесь.
©  2010-2014 В.В. Репин. Сайт основан 3 февраля 2001 г.

Все права защищены. Частичное или полное копирование информации данного ресурса возможно только с разрешения владельца.

Регистрация
О Портале
Правила
Контакты
Новости
Библиотека
Энциклопедия
Литература и сайты
Группы
Мои страницы
Тесты
Форум
Доска объявлений